Виктор В. Пушкар
(для журнала Мой Компьютер, 2000 г.)
(для журнала Мой Компьютер, 2000 г.)
Всякий писатель
сначала был читателем.
Как мы уже заметили в предидущей части нашего опуса, движение, связанное с Lo-Fi, вряд ли можно назвать очень новым, либо исключительно характерным для нашего времени. Индустриальщики, вслед за ними часть рокеров, а также большая часть исполнителей танцевальной электроники, сделали из своей малобюджетности концептуальную фишку.
Кто-то пользовался гитарой с кривым грифом и
самыми дешевыми педалями. Кто-то - очень прямолинейной древней ритм-машинкой.
Кто-то – уже подробно рассмотреным нами компьютером с восьмибитной звуковушкой
или учебным самплером.
Каждый убивал звук по-своему. Или – как принято
на тусовке. Что, в общем-то, вещи достаточно разные. Одно дело слушать, как
поиздевался над самплами человек продвинутый и талантливый. И совсем другое –
выслушать подряд десять дисков, где используется один эталон “правильной
убитости”. Все это записано с дико накрученными частотами, радикальным
запиранием и без малейшего намека на 2D.
В этом плане бывают по-своему хороши и Lo-Fi-рокеры, и барды, и
электронщики, особенно играющие хаус и техно.
Что делать, если автор музона
никогда не слышал: симфонического оркестра, живой ударной установки, пения
птиц, шороха прибоя и даже шума воды в сливном бачке? А если слышал, то,
вероятно, недостаточно обращал внимание на нюансы. В свободное от Lo-Fi творчества время
рекомендую приобрести минимальный опыт в области Hi-Fi. Т.е. периодически слушать все
перечисленное, а также хруст французской булки, шорох шведской спички и грохот
падения лепестков сакуры. Take up thy
stethoscope and walk ã Pink Floyd.
Т.е. возьми твой стетоскоп и прогуляйся. Если у вас вызывает затруднение
слово «стетоскоп» или словосочетание Pink Floyd, наведите справки в Гугле J.
Ведь основная часть публики,
слушающей хоть что-нибудь кроме якобы обязательной для всеобщей любви попсы,
слуховой опыт в области Hi-Fi
имеет. Чтобы как следует опустить планку качества, нужно сначала поднять
ее как можно выше.
Бетховен для мобилы и Чайковский
для сигнализации.
Мы живем в крайне зашумленной
среде. По крайней мере, автор и большинство читателей МК. Ряд звуковых дивайсов
создан специально, чтобы при относительно малой мощности пробить шумовой фон и
донести свое сообщение до адресата. При этом пипл, которому сообщение из этого
дивайса в самый базарный день даром не нужно, получает дополнительную порцию
шума. Ему приходится повышать уровень звука в своем собственном канале связи.
А дальше – стресс и понижение слуха. Вплоть до
клинического съезда крыши и полной глухоты. Дамы и господа, это серьезно. Не
менее серьезно, чем загрязнение рек, застройка городских парков или захоронение
где попало ядерных отходов. Шум = любой несанкционированый получателем
звуковой сигнал. Примерно как спам = любая кореспонденция, которую мы не
заказывали. Однако вот они. Получите и распишитесь. Світ загине від тупості ã Foa Hoka
Например,
Масами Акита а.к.а Merzbow считает шумом попсу.
Попсари считают шумом его замечательную и душевную музыку нойз. Звонки чужой
мобилы или автомобильной сигнализации шумом считают практически все известные
автору персонажи. Чтобы эффективно пробить своим сигналом шум, нужно сильно
ограничить его динамический и частотный диапазон. При одинаковой мощности визг
слышно лучше, чем хоровое пение.
Вот
и выходит, что вокруг нас становится все больше жутко компрессированных
среднечастотных звучков. А также строительных и агитационных шумов. Человек,
нахально наводящий на нас рупор в общественном месте, называет свое устройство
мегафоном. Но мы, подвергаемые нахальному воздействию, наверняка знаем, что
по-научному эта штука называется матюгальником. Восприятие очень сильно зависит
от того, с какой стороны рупора вы находитесь. С передающей или с принимающей.
С
одной стороны, человек, решивший удивить публику своими изысканиями в области Lo-Fi, рискует
удивиться сам, насколько мало это удивляет публику. С другой, вторжение в нашу
повседневную жизнь шума делает нас более терпимыми к странному саунду
искусственного происхождения. Это постепенно меняет городскую музыку. Сначала
авангард, а затем и мейнстрим.
Звуковой движок и его оператор.
I’m an operator of my pocket calculator ã Iggy Pop, известный Pop-певец прошлого века.
(Надеюсь, за словарем для перевода цитаты наши читатели в pocket не полезут J)
Твердое намерение производителей
мелких гаджетов регулярно увеличивать продажи все-таки иногда приводит к
большему разнообразию предложений, от которых сложно отказаться. (Тем, кому сложно произнести “гаджет”, автор рекомендует для начала потренироваться на слове “шЬтучЬка”. Темп средний, размер 2/4,
количество мягких знаков произвольное). Например, юзерам предлагают поиграть
дискотеку с мобильного телефона или игровой приставки. И прежде чем удивиться,
почему им никто не предлагает позвонить в Рио-де-Жанейро с помощью
электрогитары, или геймиться в “Тетрис” на ударной установке, зайдите вот на
эту страницу.
http://www.nanoloop.de/manual.html – почти настоящая звуковая софта с
гордым именем Nanoloop, написанная
для игровой приставки Game Boy. Состоит из простого секвенсора и синтезатора. Прошу заметить,
звуковой движок Нанолупа позволяет редактировать тембр. Какой там General MIDI! А секвенсоре – из паттернов собираются целые композиции.
Премьера нескольких из них состоялась в 2002м году в музее современного
искусства г.Чикаго. С участием ряда известных электронщиков. Также мне
доводилось слышать о двух благородных безумцах, целую ночь игравших на двух
приставках. Не в то, о чем вы подумали. Это была дискотека; на танцполу народ
отрывался по полной программе.
Меня
мало удивляет факт появления подобной софты. Это скорее закономерность. Там,
где есть процессор, ЖК-дисплей и цифроаналоговый преобразователь, найдется
место и для умельца, желающего превратить «шЬтучЬку»
в звуковой дивайс, а то и в музыкальный инструмент. Ставшие традиционными для
электроники разных стилей самплеры, ритм-машины и грув-боксы вполне можно
упаковывать в мелкие корпуса и снабжать экономящими батарейки конверторами.
Главное, чтобы с дисплея читалась информация. И можно было попасть пальцем на
кнопки. Ведь основная фишка по поводу Нанолуп заключается в том, что с его
помощью юзеру предлагают создавать
свои треки. И здесь мы подходим к основной проблеме современности.
Способы воздействия на звуковой
движок.
Вроде
бы разобрались с динамическим дипазоном, разрядностью и частотой самплирования.
Цифровое качество CD-аудио на сегодняшний
день можно считать средним, а все, что ниже его – Lo-Fi. Допустим, что наш 16-битный двухканальный звуковой поток
через правильные конверторы подается на правильный усилок и правильные колонки.
В помещении приличная акустика, без порхающего эхо и дребезжащих стекол. Это
если мы слушаем музыку. А если играем?
Тогда
у нас появляется управляющий сигнал. Например, с MIDI-клавы
поступает сигнал Note On с номером ноты.
Движок воспроизводит волновую форму с заданной высотой. Чтобы в саунде
появилась хоть какая-то динамика, с той же клавы передаем параметр Velocity,
определяющий скорость нажатия клавиши. И назначаем ряд в движке параметров,
зависящих от Velocity. Например, уровень сигнала и частоту среза фильтра.
Однако, если сравнить эту динамику с процессами, происходящими в акустическом
инструменте, она получается весьма вялой, чтоб не сказать – совсем дохлой.
Опытный юзер MIDI-клав может возразить, что здесь многое зависит от качества
клавы, навороченности звукового движка и его собственной пальцевой техники. А
также вспомнит, что есть другие способы управления движком: параметр Aftertouch (давление послекасания), положение фейдеров, колес и педалей,
и прочее. Можно обойтись и совсем без внешнего контроллера, прописав ряд
параметров в секвенсоре.
Однако
еще одна отличительная особенность Lo-Fi заключается в крайней простоте управляющего
сигнала. Будь у нас трижды навороченный синтезатор, и трижды замечательная
система воспроизведения звука, если на вход подается только Note On без динамики, эта штука будет производить впечатление
надомно-танцевального трека, сделанного парнем или девушкой с неначатым средним
образованием.
Напомню, что старая спецификация
MIDI 1.0 предполагает 8-битный
управляющий сигнал. MIDI 2.0 во многих случаях
позволяет перейти на 16-битный. Однако, во-первых, не всякий электронный
инструмент его поддерживает. Во-вторых, если мы запрограммировали крайне
прямолинейный квадратный бит, его оживит не всякий опытный барабанщик. А в
исполнении ритм-машины или самплера он может звучать совсем тупо.
Я
готов согласиться, что ди-джейская вертушка может приравниваться к музыкальному
инструменту. Но исключительно в хороших руках и только в боевых условиях. К
примеру, телевизор или DVD-проигрыватель тоже обладает определенной степенью интерактивности. Но согласитесь, что
редкого человека, смотрящего DVD, следует считать соавтором фильма.
Большинство игрецов на вертушках
сводят свои простые движения к 0=Off, 1=On. В случае двух вертушек множим на 2
и получаем типичную разрядность управляющего сигнала. И будь сколько угодно бит и килогерц в воспроизводимом
материале, здесь мы имеем дело с крайним проявлением Lo-Fi J.
Послесловие, или Злостный Оfftop.
Мы уже упоминали два действоваших в Украине завода, где
во времена доисторического материализма выпускались аналоговые клавиши –
житомирский одноголосый синтезатор «Эстрадин» и херсонский пиано-стринг
«Электроника». Оказывается, в конце 80-х умельцы одного из киевских предприятий
изготовили первый в Европе аналоговый самплер. Их выпустили всего пару штук.
Возможно, не случись известных кризисных явлений в
экономике, его запустили бы в серию, а разработчику дали премию. Или запретили,
как идейно чуждый советским людям, а разработчика на месяц отправили на овощную
базу. Ведь «зарезали» в свое время большевики проект народного катушечного видеомагнитофона,
и этот случай известен автору от самих разработчиков. Однако запрещать в
Украине вскоре перестали. Как, впрочем, и внедрять в производство.
Уникальная
модель клавиш досталась солистке популярного в то время ансамбля «Вираж». На
плакате она выглядит несколько моложе своих лет, но пела весьма прилично, и
самплер использовала по прямому назначению. Сами песни «Виража» тоже были
приятными и умеренно попсовыми. На концертах пипл просто на ушах стоял. После
распада команды о его солистке Веронике пару лет ходили слухи. То ее видели в
Японии, то слышали ее новый бенд в Штатах. Вскоре на конвейер вместо самплеров
поставили производство молодых певиц. И производство слухов о них тоже
поставили на конвейер. Веронику постепенно забыли. Разработчика клавиши не
знали – не знали, и тоже забыли…
Имеющий
Уши разыскивает человека, сделавшего сей дивный, хотя и существовавший всего в паре
опытных образцов инструмент. В случае обнаружения ему будет охотно
предоставлено слово в нашей рубрике.
No comments:
Post a Comment