Tuesday 29 May 2012

ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА. ЖИВАЯ ИЛИ МЕРТВАЯ?

Виктор В. Пушкар*
(для журнала Мой Компьютер, 2000 г.)

Вопрос «а можно ли играть музыку с помощью компьютера?» для большинства наших читателей давно трансформировался в свою противоположность. А можно ли ее играть без помощи компьютера? Даже почтенные артисты, работающие исключительно с акустическими инструментами, начинают редактировать ноты в электронном виде, и, представьте себе, в глубокой тайне от коллег, за плотно закрытыми дверями, иногда слушают MIDI-файлы. Чтобы в очередной раз прийти к выводу: акустические инструменты исполняют произведения, написанные для акустических инструментов лучше, чем комп.

Сенсационные сообщения о том, что група ученых написала программу, способную из двух вальсов «сочинить» третий, давно перестали быть сенсационными. Да и сами вальсы имели весьма ограниченную аудиторию. Вот если бы компьютер придумал новое направление рок-музыки, и убедил тусовку, что это круче, чем их любимый пост-панк с дез-металлом. Впрочем, PR-компаниями некоторых современных «звезд», судя по приемам раскрутки, руководит вполне компьютеризированная виртуальная личность, со своими аппаратными проблемами и багами в исходном коде.

Давайте оставим машине машинное, а человеку – человеческое. Тогда интелектуалы получат с помощью компа оригинальные решения сложных задач, эстеты - неземные красоты, а любители плясок – заводные пляски. Каждую пятницу и субботу.

Основная задача компа – производить вычисления. Пользователь должен всего лишь правильно сформулировать задачу. А софта – качественно перевести с юзерского языка на машинный. И обратно.

Достаточно развитой виртуальной тусовкой, возникшей без особой связи со сценическими и клубными движениями, были любители трекеров. Наши читатели со стажем помнят, что такое Scream Traсker. Это была, пожалуй, самая ранняя звуковая софта для платформы PC, завоевашая хотя бы относительную популярность в массах. В период расцвета движения различных трекеров было значительно больше. При всех различиях, они обладали похожим звуковым движком – самплер с минимальными спецэффектами, секвенсор с шаговой записью и редактированием параметров с клавиатуры. Запускались в среде DOS даже на самых медленных машинах, качались из сетки бесплатно. Для воспроизведения трекерной композиции нужно было загрузить набор самплов и последовательность секвенсорных команд. [Что сильно напоминает более позднюю спецификацию DLS – для воспроизведения авторского MIDI-файла подгружается соответствующий ему сет «инструментов». Для озвучки компьютерных игр штука весьма удобная, хоть и ограниченная в возможностях. Потому многие трекерщики впоследствии оказались занятыми именно в этой области. ]

Однако и сами трекеры, и связанная с ними тусовка в последнее время сдали позиции. Когда они еще только с 8-битными файлами работали, в сетке чаще встречался настоящий злобный кибер-панк. По сравнению с которым и припопсованный Prodigy, и даже почти по-настоящему радикальный Atari Teenage Riot просто меркнут. Cyber-punks are Dead? Хотя только часть трекерщиков была кибер-панками. Некоторые пытались играть ну очень сладкую поп-музыку. Тоже на восьмибитном звуковом движке J

УГОЛОК МАНЬЯКА. Еще раз о живых и мертвых.
Достаточно часто приходится слышать, что у музыки, исполняемой с помощью машин, по определению неправильная энергетика. Ощущает эту самую энергетику практически каждый, кто бывал на концертах, или играл в ансамбле. Однако где же научное объяснение? Где действующая модель? Так, чтобы подключили датчик, и он показал. Энергетика = 2. Хорошо. Энергетика = -1. Плохо. Т.е. пока что вся надежда на субъективные ощущения. Нравится – слушай. Не нравится – выйди в буфет и отдохни. Наверное, оно к лучшему.

Да и представления о «правильной» энергетике меняются достаточно быстро. Еще в начале 90-х в Киеве и ряде других мест народ подозрительно относился к выступлению состава с ритм-машинкой (а вдруг оттуда играет попса фанерная?), то сейчас «ритм-машинист» в компании ди-джеев и выглядит, и звучит весьма живо. Я тоже сомневался в возможностях машины заменить барабанщика, и сейчас продолжаю в них сомневаться. Как и в возможностях барабанщика заменить ритм-машину.

Например, использование чужой последовательности нот в своей вещи – это плагиат. Тогда использование чужих самплов (т.е. чужой энергетики) должно приравниваться к некромантии и вампиризму. В старые и не очень добрые времена за подобные вещи сжигали на костре ;). В новые – разве что в суд подадут за нарушение авторских прав. Если заметят и заморочатся. А вообще, вызывая с помощью самплера различные тени, задумывайтесь об их уместности в вашем треке. Уточню: к мракобесам автор относится отрицательно. А самплеры, наоборот, весьма уважает. В первый раз применял этот инструмент в живом выступлении в 1992 году на фестивале «Косой Капонир». За прошедшее время убедился: лучше сделать сампл самостоятельно, чем притягивать за прозрачные уши пойманого в сомнительном месте демона…

Кроме того, лицо, являющееся живым с юридической точки зрения, не обязательно является таковым также и с музыкальной. Когда глубоко засТуженный деятель советской эстрады сначала заявляет о своем последнем концерте, а затем появляется через пару лет с все тем же давно протухшим репертуаром, лично у меня возникают ассоциации с художественным фильмом «Зловещие мертвецы» и другими кичовыми ужастиками. Также возникают пожелания организаторам гастролей. В перерывах хранить певца в еще более сухом и прохладном месте. А к надписи «живая музыка» на афишах добавлять вампирский смайлик :-Е. Либо покойницкий х-(.

ВЫХОД ИЗ УГОЛКА МАНЬЯКА. Надеюсь, все присутствующие живы?

Долгое время основной задачей звуковой машины являлась эмуляция различных ранее известных приборов. Чтоб было похоже на бит-бокс, магнитофон, электропиано. Иначе – кто способен это оценить? И очень постепенно (вероятно, чтобы народ привык) в софт добавлялись новые функции, демонстрирующие настоящие возможности компьютера. Разработчики коммерческого ПО были вынуждены приучать к машине людей, за много лет до того привыкших к фортепиано, электрогитаре, или катушечному магнитофону. Отсюда бесконечные эмуляторы концертного рояля и электрического баса. Отсюда же интерфейсы секвенсоров и волновых редакторов, выполненные в старом добром приборном дизайне. Уберите от монстра рока черный экран с командной строкой. Дайте ему ряды клавиш, удобных кнопок и фейдеров. И вы убедитесь – он еще способен давать джазу ;).

Далее за компами удобно устроилось поколение, более привычное к ди-джейским проигрывателям, ритм-машинам и самплерам. Мы увидели эмуляторы вертушек и бит-боксов, их яркие и не всегда функциональные интерфейсы, чьи расцветки заставляют одних вспомнить о детской площадке, а других, в меру испорченности, о радикальных экспериментах с курением безалкогольной водки. Мы услышали столько танцевальных треков, записанных с одинаковым набором ударных из все той же древней ритм-машинки, что даже вещицы, склеенные исключительно из библиотечных «лупов», больше радовали своим разнообразием.

Конечно, ди-джеи бывают разные. Кто-то из них – композитор, музыкант и шоумен в одном лице. А кто-то другой – просто обладатель коллекции из двух десятков танцевальных компактов. Или – одного компа с виртуальными ритм-машинками и грув-боксами. Пока одни пытаются понять, в какую сторону направляется музыкальное движение, другие считают, что они уже на давно на месте (или в месте? ;)).

Тем временем возможности портативных компьютеров стали явно избыточными по сравнению с пишущей машинкой, факсом и цифровым диктофоном. Настало время показать свое настоящее виртуальное лицо. Перестать эмулировать и проявить собственный характер. Так появился жанр laptop improvisation, среди основателей которого можно назвать британца Ричарда Джеймса а.к.а. Aphex Twin и японца Рюки Икеда. Пожалуй, наиболее популярными среди компьютерных авангардистов являются виртуальные модульные синтезаторы. Native Instruments Reaktor уже достаточно подробно рассматривался в нашей рубрике, вскользь упоминался другой интересный софт – Cycling’ 74 MAX/MSP и Software Technology VAZ Modular. Артисты, более ориентированные на танцпол, предпочитают продвинутую софту на основе  старых ди-джейских программ, например, Propellerheads Reason.

Хотя на и вкус, и на цвет товарища найти достаточно сложно. На звук тоже. Профессионалы и продвинутые любители могут назвать еще пару десятков различных программ, более или менее успешно применяемых для живого исполнения электроники. Произошло самое главное. Комп превратился в самодостаточный музыкальный инструмент, как лет на 20 раньше – клавишная рабочая станция. Йен из супер-популярной германской команды Mouse on Mars позволяет себе ядовитую иронию по поводу «странной культуры компьютерных эмуляторов». И здесь он, как один из самых изобретательных пользователей Reaktor, полностью в своем праве.

Действительно, зачем машине, музыканту, или им обоим притворяться тем, чем они на самом деле не являются? Быть собой проще, приятнее и, во многих случаях, эффективнее. Разрыв между современными возможностями электроники и представлениями, какой она должна быть с точки зрения 80х или 90х, продолжает сокращаться. Прогнозы «Имеющего Уши» о бардах 21го века, поющих у костра авторскую песню в сопровождении портативного компа или какого-нибудь более мелкого звукового гаджета, близки к осуществлению. Только песни становятся совсем другими. И даже костер может оказаться особо хитрым 3D-эффектом…

В одном из последующих выпусков Имеющего Уши мы поговорим о железе, наиболее подходящем для концертного исполнения компьютерной музыки…


No comments:

Post a Comment