Tuesday 29 May 2012

8-битная музыка для 16-битных музыкантов (Третья часть)

Виктор В. Пушкар
(для журнала Мой Компьютер, 2000 г.)


Имеющий Уши по настойчивым заявкам читателей возвращается к Lo-Fi музыке в целом, и ее 8-битной разновидности в частности. А также дает относительно подробную инструкцию касательно убийства качества звука.

Всякий писатель сначала был читателем.

Как мы уже заметили в предидущей части нашего опуса, движение, связанное с Lo-Fi, вряд ли можно назвать очень новым, либо исключительно характерным для нашего времени. Индустриальщики, вслед за ними часть рокеров, а также большая часть исполнителей танцевальной электроники, сделали из своей малобюджетности концептуальную фишку.



Кто-то пользовался гитарой с кривым грифом и самыми дешевыми педалями. Кто-то - очень прямолинейной древней ритм-машинкой. Кто-то – уже подробно рассмотреным нами компьютером с восьмибитной звуковушкой или учебным самплером.



Каждый убивал звук по-своему. Или – как принято на тусовке. Что, в общем-то, вещи достаточно разные. Одно дело слушать, как поиздевался над самплами человек продвинутый и талантливый. И совсем другое – выслушать подряд десять дисков, где используется один эталон “правильной убитости”. Все это записано с дико накрученными частотами, радикальным запиранием и без малейшего намека на 2D.  В этом плане бывают по-своему хороши и Lo-Fi-рокеры, и барды, и электронщики, особенно играющие хаус и техно.

Что делать, если автор музона никогда не слышал: симфонического оркестра, живой ударной установки, пения птиц, шороха прибоя и даже шума воды в сливном бачке? А если слышал, то, вероятно, недостаточно обращал внимание на нюансы. В свободное от Lo-Fi творчества время рекомендую приобрести минимальный опыт в области Hi-Fi. Т.е. периодически слушать все перечисленное, а также хруст французской булки, шорох шведской спички и грохот падения лепестков сакуры. Take up thy stethoscope and walk ã Pink Floyd. Т.е. возьми твой стетоскоп и прогуляйся. Если у вас вызывает затруднение слово «стетоскоп» или словосочетание Pink Floyd, наведите справки в Гугле J.

Ведь основная часть публики, слушающей хоть что-нибудь кроме якобы обязательной для всеобщей любви попсы, слуховой опыт в области Hi-Fi имеет. Чтобы как следует опустить планку качества, нужно сначала поднять ее как можно выше.

Бетховен для мобилы и Чайковский для сигнализации.
Мы живем в крайне зашумленной среде. По крайней мере, автор и большинство читателей МК. Ряд звуковых дивайсов создан специально, чтобы при относительно малой мощности пробить шумовой фон и донести свое сообщение до адресата. При этом пипл, которому сообщение из этого дивайса в самый базарный день даром не нужно, получает дополнительную порцию шума. Ему приходится повышать уровень звука в своем собственном канале связи.

А дальше – стресс и понижение слуха. Вплоть до клинического съезда крыши и полной глухоты. Дамы и господа, это серьезно. Не менее серьезно, чем загрязнение рек, застройка городских парков или захоронение где попало ядерных отходов. Шум = любой несанкционированый получателем звуковой сигнал. Примерно как спам = любая кореспонденция, которую мы не заказывали. Однако вот они. Получите и распишитесь. Світ загине від тупості ã Foa Hoka

Например, Масами Акита а.к.а Merzbow считает шумом попсу. Попсари считают шумом его замечательную и душевную музыку нойз. Звонки чужой мобилы или автомобильной сигнализации шумом считают практически все известные автору персонажи. Чтобы эффективно пробить своим сигналом шум, нужно сильно ограничить его динамический и частотный диапазон. При одинаковой мощности визг слышно лучше, чем хоровое пение.

Вот и выходит, что вокруг нас становится все больше жутко компрессированных среднечастотных звучков. А также строительных и агитационных шумов. Человек, нахально наводящий на нас рупор в общественном месте, называет свое устройство мегафоном. Но мы, подвергаемые нахальному воздействию, наверняка знаем, что по-научному эта штука называется матюгальником. Восприятие очень сильно зависит от того, с какой стороны рупора вы находитесь. С передающей или с принимающей.

С одной стороны, человек, решивший удивить публику своими изысканиями в области Lo-Fi, рискует удивиться сам, насколько мало это удивляет публику. С другой, вторжение в нашу повседневную жизнь шума делает нас более терпимыми к странному саунду искусственного происхождения. Это постепенно меняет городскую музыку. Сначала авангард, а затем и мейнстрим.

Звуковой движок и его оператор.

I’m an operator of my pocket calculator ã Iggy Pop, известный Pop-певец прошлого века. (Надеюсь, за словарем для перевода цитаты наши читатели в pocket не полезут J)

Твердое намерение производителей мелких гаджетов регулярно увеличивать продажи все-таки иногда приводит к большему разнообразию предложений, от которых сложно отказаться. (Тем, кому сложно произнести “гаджет”, автор рекомендует для начала потренироваться на слове “шЬтучЬка”. Темп средний, размер 2/4, количество мягких знаков произвольное). Например, юзерам предлагают поиграть дискотеку с мобильного телефона или игровой приставки. И прежде чем удивиться, почему им никто не предлагает позвонить в Рио-де-Жанейро с помощью электрогитары, или геймиться в “Тетрис” на ударной установке, зайдите вот на эту страницу.

http://www.nanoloop.de/manual.html – почти настоящая звуковая софта с гордым именем Nanoloop, написанная для игровой приставки Game Boy. Состоит из простого секвенсора и синтезатора. Прошу заметить, звуковой движок Нанолупа позволяет редактировать тембр. Какой там General MIDI! А секвенсоре – из паттернов собираются целые композиции. Премьера нескольких из них состоялась в 2002м году в музее современного искусства г.Чикаго. С участием ряда известных электронщиков. Также мне доводилось слышать о двух благородных безумцах, целую ночь игравших на двух приставках. Не в то, о чем вы подумали. Это была дискотека; на танцполу народ отрывался по полной программе.

Меня мало удивляет факт появления подобной софты. Это скорее закономерность. Там, где есть процессор, ЖК-дисплей и цифроаналоговый преобразователь, найдется место и для умельца, желающего превратить «шЬтучЬку» в звуковой дивайс, а то и в музыкальный инструмент. Ставшие традиционными для электроники разных стилей самплеры, ритм-машины и грув-боксы вполне можно упаковывать в мелкие корпуса и снабжать экономящими батарейки конверторами. Главное, чтобы с дисплея читалась информация. И можно было попасть пальцем на кнопки. Ведь основная фишка по поводу Нанолуп заключается в том, что с его помощью юзеру предлагают создавать свои треки. И здесь мы подходим к основной проблеме современности.

Способы воздействия на звуковой движок.
Вроде бы разобрались с динамическим дипазоном, разрядностью и частотой самплирования. Цифровое качество CD-аудио на сегодняшний день можно считать средним, а все, что ниже его – Lo-Fi. Допустим, что наш 16-битный двухканальный звуковой поток через правильные конверторы подается на правильный усилок и правильные колонки. В помещении приличная акустика, без порхающего эхо и дребезжащих стекол. Это если мы слушаем музыку. А если играем?

Тогда у нас появляется управляющий сигнал. Например, с MIDI-клавы поступает сигнал Note On с номером ноты. Движок воспроизводит волновую форму с заданной высотой. Чтобы в саунде появилась хоть какая-то динамика, с той же клавы передаем параметр Velocity, определяющий скорость нажатия клавиши. И назначаем ряд в движке параметров, зависящих от Velocity. Например, уровень сигнала и частоту среза фильтра. Однако, если сравнить эту динамику с процессами, происходящими в акустическом инструменте, она получается весьма вялой, чтоб не сказать – совсем дохлой.

Опытный юзер MIDI-клав может возразить, что здесь многое зависит от качества клавы, навороченности звукового движка и его собственной пальцевой техники. А также вспомнит, что есть другие способы управления движком: параметр Aftertouch (давление послекасания), положение фейдеров, колес и педалей, и прочее. Можно обойтись и совсем без внешнего контроллера, прописав ряд параметров в секвенсоре.

Однако еще одна отличительная особенность Lo-Fi заключается в крайней простоте управляющего сигнала. Будь у нас трижды навороченный синтезатор, и трижды замечательная система воспроизведения звука, если на вход подается только Note On без динамики, эта штука будет производить впечатление надомно-танцевального трека, сделанного парнем или девушкой с неначатым средним образованием.

Напомню, что старая спецификация MIDI 1.0 предполагает 8-битный управляющий сигнал. MIDI 2.0 во многих случаях позволяет перейти на 16-битный. Однако, во-первых, не всякий электронный инструмент его поддерживает. Во-вторых, если мы запрограммировали крайне прямолинейный квадратный бит, его оживит не всякий опытный барабанщик. А в исполнении ритм-машины или самплера он может звучать совсем тупо.

Я готов согласиться, что ди-джейская вертушка может приравниваться к музыкальному инструменту. Но исключительно в хороших руках и только в боевых условиях. К примеру, телевизор или DVD-проигрыватель тоже обладает определенной степенью интерактивности. Но согласитесь, что редкого человека, смотрящего DVD, следует считать соавтором фильма.

Большинство игрецов на вертушках сводят свои простые движения к 0=Off, 1=On. В случае двух вертушек множим на 2 и получаем типичную разрядность управляющего сигнала. И будь сколько угодно бит и килогерц в воспроизводимом материале, здесь мы имеем дело с крайним проявлением Lo-Fi J.     

Послесловие, или Злостный Оfftop.

Мы уже упоминали два действоваших в Украине завода, где во времена доисторического материализма выпускались аналоговые клавиши – житомирский одноголосый синтезатор «Эстрадин» и херсонский пиано-стринг «Электроника». Оказывается, в конце 80-х умельцы одного из киевских предприятий изготовили первый в Европе аналоговый самплер. Их выпустили всего пару штук.

Возможно, не случись известных кризисных явлений в экономике, его запустили бы в серию, а разработчику дали премию. Или запретили, как идейно чуждый советским людям, а разработчика на месяц отправили на овощную базу. Ведь «зарезали» в свое время большевики проект народного катушечного видеомагнитофона, и этот случай известен автору от самих разработчиков. Однако запрещать в Украине вскоре перестали. Как, впрочем, и внедрять в производство.

Уникальная модель клавиш досталась солистке популярного в то время ансамбля «Вираж». На плакате она выглядит несколько моложе своих лет, но пела весьма прилично, и самплер использовала по прямому назначению. Сами песни «Виража» тоже были приятными и умеренно попсовыми. На концертах пипл просто на ушах стоял. После распада команды о его солистке Веронике пару лет ходили слухи. То ее видели в Японии, то слышали ее новый бенд в Штатах. Вскоре на конвейер вместо самплеров поставили производство молодых певиц. И производство слухов о них тоже поставили на конвейер. Веронику постепенно забыли. Разработчика клавиши не знали – не знали, и тоже забыли…

Имеющий Уши разыскивает человека, сделавшего сей дивный, хотя и существовавший всего в паре опытных образцов инструмент. В случае обнаружения ему будет охотно предоставлено слово в нашей рубрике.

No comments:

Post a Comment